Съемник – инструмент, предназначенный для разъединения туго-посаженных деталей, обычный разбор которых представляет значительную трудность. Правильно подобранный съемник позволяет сохранить ремонтопригодность узла, значительно сократить трудозатраты, оставить детали пригодными для дальнейшего использования. Усилие необходимое для выпрессовки деталей в съемниках создается различными способами: механическими, гидравлическими, пневматическими, которые и дают названия съемникам.
В интернет-магазине Механик Трейд представлены универсальные механические съемники, предназначенные в основном для распрессовки соединений типа вал-втулка.
Устройство съемника
Разнообразие видов съемников диктуется условиями их применения, в то же время у всех инструментов такого типа есть базовые элементы конструкции.
Основа – корпус, к которому крепятся захваты (лапы). В середине корпуса - отверстие для силового винта, которое, как правило, имеет резьбу. Исполнения корпусов отличаются способом крепления захватов и их количеством.
Захваты могут крепиться к корпусу, быть с ним цельной конструкцией, либо присоединяться тягами. Лапы могут иметь самый разный вид - быть раздвижными, шарнирными, составными, круговыми и т.д. Конец лапы чаще всего – это крючок (губа), зацепляющий демонтируемую деталь.
Захваты инструмента при работе испытывают одновременно нагрузки сопротивления, растяжения и изгиба, поэтому изготавливаются с большим запасом прочности.
Большую нагрузку также испытывает винт (шток) изделия, поэтому проходит дополнительную обработку для повышения прочности - закаливание.
Усилие, передаваемое в точку упора съемника, может привести к смятию поверхности детали. Чтобы избежать такой ситуации, используется съемник, шток которого оснащен пятой силового винта, изготовленной из материала более мягкого, чем сам винт. Кроме того качающаяся пята может скомпенсировать перекос, если деталь, в которую упирается съемник, не будет перпендикулярна оси винта.
В интернет-магазине Механик Трейд представлены универсальные механические съемники как стандартной конструкции, так и со специальной пятой.
Выбор инструмента
Съемник подбирается такой конструкции, которая не приведет к деформации элементов узла, при работе инструмента с ними. В то же время съемник должен давать достаточное усилие для выпрессовки, которое превышает усилие запрессовки на 25-30%.
Важны прочность и жесткость конструкции съемника в целом, захватов, конструкция губок (крюков на конце лап), их размер и толщина, люфты в соединениях узлов и т.д.
Также следует учесть рабочий диапазон инструмента. Он определяется диаметром (шириной) захвата и ходом винта (максимальной длиной).
Порядок эксплуатации
При работе захваты съемника должны полностью плотно обхватывать деталь. Если лапы съемника будут брать деталь под углом, цеплять ее только частью губок, то съемник сорвется.
Особенную сложность представляет собой работа с подшипниками, так как чаще всего они находятся в труднодоступных местах.
Как правильно работать с подшипникам
- Демонтаж подшипников выбиванием из узла при помощи молотка, других тяжелых металлических предметов - запрещен.
- Демонтажное усилие (давление съемника) направляется через то кольцо подшипника, которое установлено с натягом. На внутреннее кольцо – при демонтаже с вала, или на наружное – при выпрессовке подшипника из корпуса.
- Если в силу конструкции узла у съемника нет доступа к запрессованному кольцу подшипника, то его можно снять через специальное разъемное кольцо или, в крайнем случае, за прилегающую к торцу этого кольца деталь.
Правила ухода
Инструменту необходимо обеспечить противокоррозионную защиту.
Требуется постоянная смазка рабочей резьбы инструмента.
Пресс-масленки – обратный смазочный клапан для подведения смазочного материала от смазочного нагнетателя к точке смазывания в раздельной смазочной системе.
Сфера применения пресс-масленок
Пресс-масленки представляют собой металлические изделия, производство и технические характеристики которых регламентированы ГОСТ 19853-74. Основная функция пресс-масленки – впуск смазки к соприкасающимся деталям, с этой же целью пресс-масленки используются при работе с подшипниками (как правило, в корпусных подшипниковых узлах, шарнирных головках).
Конструктивно пресс-масленка выглядит так: корпус, запорный элемент (шарик из стали) и пружина. Благодаря тому, что отверстие в головке корпуса закрывается автоматическим клапаном (шарик «подпирается» пружиной), исключается попадание грязи внутрь узла и потеря смазки из его полости.
Пресс-масленки удобны и просты в эксплуатации, позволяют обслуживать узел, не разбирая его. А в силу своей конструкции они не только служат «проводниками» смазки, но одновременно являются и клапаном, предохраняющим канал, по которому поступает смазка, от загрязнения.
Подбор и установка пресс-масленки
В изделиях, где предполагается использовать пресс-масленки, должны быть предусмотрены отверстия с конической или цилиндрической резьбой, либо гладкие: это зависит от типа пресс-масленки, который планируется применять.
На сегодняшний день наиболее популярны пресс-масленки трех типов: это прямые резьбовые пресс-масленки, угловые (резьбовые) и пресс-масленки под запрессовку (для которых как раз и требуются гладкие отверстия в узле). Первые два типа предназначены под впуск пластичной смазки, третий – для смазочного масла.
В свою очередь угловые пресс-масленки, используемые в основном в сложнодоступных местах, делятся на два вида: у первого угол наклона головки составляет 45, у второго - 90 градусов.
На территории постcоветского пространства чаще всего используются стандартные резьбовые пресс-масленки по ГОСТ 19853-74 с резьбой М6, М8х1, М10х1 и корпусом округлой формы. Европейская промышленность помимо аналогичных изделий предлагает и другие модификации исполнения корпуса.
Подобрать пресс-масленку на сайте Механик трейд.
Нюансы
В некоторых случаях, выбирая пресс-масленку, особенно для агрегатов импортного производства, следует обратить внимание на некоторые тонкости, отличающие «гостовские» пресс-масленки от зарубежных, изготовленных по стандарту DIN 71412 (один из самых распространенных за границей).
- Резьбовые пресс-масленки типа А, В, С по DIN – соответствуют нашим типам – прямая, угловая 45 градусов, угловая 90 градусов.
- У импортных пресс-масленок резьбовой конец меньшей длины, чем у пресс-масленок по ГОСТ.
- Гостовские прямые и угловые пресс-масленки чаще всего имеют метрическую цилиндрическую резьбу, однако она может быть конической или дюймовой стандарта NPT (по международной классификации).
В пресс-масленках DIN используются другие типы дюймовой резьбы, поэтому, если вы подбираете замену импортной пресс-масленке, этому моменту следует уделить особое внимание.
Эксплуатация пресс-масленок
Пластичная смазка или масло подаются к пресс-масленке специальным шприцем (рычажным, рычажно-плунжерным, штоковым). Шарик под давлением смазки утопает, сжимая пружину, пропускает смазку и по завершению процедуры возвращается на место запирая канал.
Предполагаемый ресурс работы составляет около 20 000 заправок без нарушения герметичности изделия.
Так как пресс-масленки чаще всего изготавливают из обычной стали, то они требуют защиты от коррозии. C этой целью изготовители подвергают пресс-масленки кадмированию или цинкованию.
Кадмирование используется не так часто из-за того, что это вещество и его производные токсичны, а результат, полученный при использовании кадмирования почти такой же как у цинкования. Преимущество кадмирования – устойчивость покрытия в сухом воздухе и высокая степень защиты изделия от конденсата и водяного пара — в условиях высокой влажности образуется оксидная пленка, которая препятствует дальнейшему окислению металла. Особенно хорошо зарекомендовали себя защитные свойства кадмия в агрессивных морских условиях.
Самый распространенный способ защиты изделий – цинкование. Главное достоинство цинкования – способность образовывать защитные пленки и предохранять от коррозии. Однако при нагреве свыше 70 градусов это качество пропадает.
Так что, для качественной и продолжительной работы пресс-масленок необходимо регулярно проводить их осмотр, принимать дополнительные меры профилактики коррозии и не допускать «прикипания» изделия к узлу.
Технические требования к стальным шарикам, которые используются в подшипниках качения, либо как отдельные изделия, описаны в ГОСТ 3722-2014.
Подбор шариков
Определяющие характеристики при подборе шариков - диаметр, класс точности, марка стали.
Классов точности установлено 11. И чем выше номер этого параметра, тем ниже класс точности.
Приобретая шарик, необходимо проверить его на отсутствие вмятин, трещин, пятен.
Правила хранения и транспортировки
При работе с шариками используются перчатки. Прикасаться к шарикам незащищенными руками не допускается.
Также не допускается хранить изделия в загрязненном виде.
В целях защиты от коррозии шарики консервируют в соответствии с ГОСТ 9.014. Консервации не подлежат изделия, на которых уже есть пятна коррозии. Способ и средства обработки шариков перед тем, как убрать их на хранение определяются в соответствии с ГОСТ 9.014, с учетом предполагаемого срока хранения.
Шарики для хранения и транспортировки упаковываются так, чтобы исключить попадание на них какой-либо влаги или других веществ, провоцирующих появление и развитие коррозии.
Транспортное средство для перевозки этого продукта должно обеспечивать защиту от атмосферных осадков.
Храниться шарики должны в закрытом, отапливаемом помещении с вентиляцией при температуре от минус 5 до плюс 20 градусов С, при относительной влажности воздуха не более 60%.
Срок хранения
Гарантийный срок хранения шариков – 24 месяца после даты консервации, при следовании всем требованиям к транспортировке и хранению.
Технические требования к цилиндрическим роликам установлены в ГОСТ 22696-2013, к роликам игольчатым – ГОСТ 6870-81.
Подбор роликов
При подборе ролика следует исходить из таких параметров как: диаметр, длина, степень точности, марка стали, у игольчатых роликов может отличаться тип исполнения.
Приобретая ролик, необходимо проверить его на отсутствие вмятин, трещин, пятен.
Правила хранения и транспортировки
При работе с роликами используются перчатки. Прикасаться к изделию незащищенными руками не допускается.
Также не допускается хранить ролики в загрязненном виде.
В целях защиты от коррозии шарики консервируют в соответствии с ГОСТ 9.014. Консервации не подлежат изделия, на которых уже есть пятна коррозии. Способ и средства обработки роликов перед тем, как убрать их на хранение определяются в соответствии с ГОСТ 9.014, с учетом предполагаемого срока хранения.
Ролики для хранения и транспортировки упаковываются так, чтобы исключить попадание на них какой-либо влаги или других веществ, провоцирующих появление и развитие коррозии.
Транспортное средство для перевозки этого продукта должно обеспечивать защиту от атмосферных осадков.
Храниться ролики должны в закрытом, отапливаемом помещении с вентиляцией при температуре от минус 5 до плюс 20 градусов С, при относительной влажности воздуха не более 60%.
Срок хранения
Гарантийный срок хранения – 24 месяца после даты консервации, при следовании всем требованиям к транспортировке и хранению.
Стопорное кольцо – изделие, предназначенное для фиксации подшипников качения и других деталей на валах или в отверстиях узлов машин, защищающее их от осевого смещения.
Общие технические условия, которым должны соответствовать стопорные кольца, описаны ГОСТ 13944-86.
Существует два типа стопорных колец – наружные (посадка на вал) и внутренние (посадка в отверстие). Типоразмеры наружных колец описаны в ГОСТах 13940-86, 13942-86 (DIN471), внутренних – в ГОСТах 13941-86, 13943-86 (DIN472).
Профиль сечения кольца допускается круглый или прямоугольный. Это зависит от исходного материала – проволоки или пластины. Самый распространенный вариант – профиль прямого сечения (это так называемые плоские кольца).
- Кольца круглого профиля гибче и проще устанавливаются. Имеют ряд преимуществ, если для них специально вытачиваются полукруглые или конические углубления в месте посадки. Так, полукруглые углубления значительно меньше влияют на прочность детали, а кольцо, установленное в коническом углублении, выдерживает более серьезные осевые нагрузки. Кроме того, кольца круглого профиля можно слегка вытянуть, что при посадке обеспечит более равномерный натяг по окружности. Однако у колец такого типа есть и минусы. Самый главный – менее жесткая посадка деталей по оси.
- Стопорные кольца прямоугольного профиля фиксируются жестко, не дают детали «кататься» по валу. Они более экономичны в изготовлении и более доступны по цене.
Плоские стопорные кольца также делятся на несколько видов. Друг от друга они отличаются наличием или отсутствием «ушек» и их формой. «Ушки» облегчают установку и снятие колец, а их конструктивные особенности описаны в ГОСТах 13942-86 и 13943-86.
При подборе колец достаточно важно учесть отличия между кольцами, выполненными по отечественным ГОСТам и иностранным DIN. По стандартам DIN кольца могут быть толще. Соответственно следует уделить особое внимание замеру проточек под монтаж, да и самих колец.
Кольцо подбирается в соответствии с диаметром вала или отверстия. Этот диаметр в ГОСТ обозначается как диаметр кольца (условный диаметр). Наружные стопорные кольца подбирают размеру вала, которому должен соответствовать внутренней диаметр кольца. Внутренние кольца - по диаметру отверстия, куда они вставляются и которому должен соответствовать наружный диаметр изделия. Но очень важно учесть, что реальный диаметр кольца будет несколько больше или чуть меньше – глубина проточки под кольцо (канавки) в готовом изделии уже учтена. Этот диаметр в терминах ГОСТ называется номинальным. При этом номинальный диаметр внутреннего кольца измеряется по наружному диаметру, а номинальным диаметр наружного кольца по внутреннему диаметру.
Для производства стопорных колец по ГОСТ 13944-86 используется несколько видов стали, обычно это выскокуглеродистая (конструкционная, рессорно-пружинная) сталь 65Г. Кроме того в качестве исходного материала может быть использована сталь 60С2А (в случае применения в тяжелонагруженных узлах и под ударные нагрузки), или нержавеющая сталь 40Х13.
Готовое изделие как правило проходит дополнительную обработку – химическое оксидированное промасливание («воронение»). В результате этого процесса на детали появляется оксидная пленка, которая защищает от коррозии и улучшает декоративный вид кольца. Кроме «воронения» кольца могут подвергаться кадмированию или цинкованию.
- Оксидная пленка имеет высокие защитные свойства, хорошо связана с защищаемым материалом. Оксидированное промасливание позволяет использовать стопорные кольца даже в жестких условиях эксплуатации.
- Кадмирование используется не так часто по причине того, что это вещество и его производные токсичны, а результат, полученный при использовании кадмирования почти такой же как у цинкования. Преимущество кадмирования – устойчивость покрытия в сухом воздухе и высокая степень защиты изделия от конденсата и водяного пара — в условиях высокой влажности образуется оксидная пленка, которая препятствует дальнейшему окислению металла. Особенно хорошо зарекомендовали себя защитные свойства кадмия в агрессивных морских условиях.
- Иногда используется такой способ защиты изделий как цинкование. Главное достоинство цинкования – способность образовывать защитные пленки и предохранять от коррозии. Однако при нагреве свыше 70 градусов это качество пропадает.
Установка и демонтаж стопорных колец производится при помощи специального инструмента — съемника для стопорных колец. Перед установкой стопорного кольца следует проверить изделие на отсутствие заусенцев и забоин на изделии и сопрягаемых с ним поверхностях.
При хранении стопорных колец следует обеспечить противокоррозионную защиту изделий.
Неоднократная установка стопорных колец возможна, если изделие после демонтажа сохраняет свои геометрические и пружинящие свойства в соответствии с ГОСТ-13944-86 и конструктивные свойства по ГОСТ соответствующего типа кольца.
Изготовление, эксплуатация, условия хранения, допуски удлинения ремней при заданной наработке и иные технические параметры клиновых ремней регламентированы ГОСТ 1284.1-89 и ГОСТ 12842-89.
Подбор ремня
Для определения типа ремня необходимо произвести замер ширины большего основания и высоты изделия.
Тип ремня | Ширина большего основания ремня | Высота ремня |
---|---|---|
А | 13 | 8 |
В (Б) | 17 | 11 |
С (В) | 22 | 14 |
Д (Г) | 32 | 19 |
Е (Д) | 38 | 23 |
Z (O) | 10 | 6 |
Транспортировка и хранение
Запрещено перевозить ремни в открытом транспорте.
Складские условия хранения изделий должны соответствовать следующим требованиям: температурный режим от 0 до 30 градусов по Цельсию, при влажности не более 85%, вдали от источников тепла, а также масел, бензина, растворителей и т.п.
В случае транспортировки ремней при минусовой температуре, перед установкой изделие должно провести в помещении с температурой 15-25 градусов не менее двух часов.
Установка и работа
Ремни устанавливаются на шкив свободно, без напряжения и без каких-либо инструментов.
Профиль ремня должен обязательно соответствовать профилю шкива.
Первые двое суток после установки изделия на шкив следует уделить особое внимание регулировке натяжения ремня.
В дальнейшем проводить проверку состояния ремней и регулировать натяжение требуется по мере необходимости.
В интернет магазине «МЕХАНИК ТРЕЙД» вы можете выбрать клиновой ремень по профилю сечения и длине.
- Транспортировка
- При погрузке и выгрузке подшипники запрещено бросать и ронять.
- Перемещать подшипники следует плавно, избегая столкновений, резких поворотов, торможений, ускорений, всего, что может создать непредусмотренную нагрузку на изделие и привести к нарушению его работы в дальнейшем.
- Транспортировать подшипники можно только в закрытых транспортных средствах.
- Условия хранения
- Подшипники должны храниться в закрытом, отапливаемом, вентилируемом помещении, при температуре от минус 10 до плюс 30 гр. по Цельсию. Следует избегать ежедневного перепада температур более чем на 5 гр. по Цельсию.
- Влажность воздуха не должна превышать 60%. При этом чем показатель меньше, тем лучше.
- Необходимо избегать факторов, способствующих появлению коррозии на изделии. Подшипники нельзя хранить без упаковки, на легко впитывающем материале и так далее.
- Требования к монтажу
- Перед установкой открытые подшипники следует промыть в бензине (керосине), просушить, нанести немного смазки (прокручивать изделия на сухо запрещено).
- До установки подшипника посадочные поверхности узла и изделия следует обработать бензином или керосином, насухо вытереть чистой мягкой тканью, нанести немного смазочного материала. Также обрабатываются закрытые подшипники — изделия, имеющие защитные шайбы и уплотнения.
- Требуется избегать монтажа подшипников в пыльной, грязной среде и непосредственной близости от работающих станков.
- До начала установки изделия проверяется соответствие размеров и формы подшипника монтажным поверхностям узла, куда он устанавливается. Необходимо провести визуальный осмотр изделия, которое не должно иметь забоев, царапин, следов коррозии.
- Монтажное усилие должно быть направлено исключительно через напрессовываемое кольцо. Через внутреннее – при монтаже на вал, или через наружное – в корпус.
- Не допустимо применение монтажных усилий (в том числе удары тяжелыми металлическими предметами, например молотком) к телам качения (шарикам и роликам) и сепаратору.
- Кольца подшипника фиксируются на валу или в корпусе таким образом, чтобы не было движения между соприкасающимися поверхностями во время работы или под нагрузкой.
- После завершения установки следует проверить работу узла. Вал должен крутиться легко и свободно. Если это не так, необходимо проверить отклонение углов перекоса колец подшипников, а также соответствие заданным условиям работы радиального осевого зазора, количества и качества смазочного материала.
- Применение и эксплуатация
- Условия работы изделия должны соответствовать его назначению и эксплуатационным показателям данного конструктивного исполнения, размеру, категории, классу точности.
- Изделия требуют своевременного обслуживания, в частности открытые подшипники требуют регулярной замены смазочного материала.
- Изделия следует защищать от загрязнений, факторов, вызывающих коррозию.
- Необходимо следить, чтобы подшипник не подвергался ударным нагрузкам; в неподвижном состоянии не испытывал нагрузок близких по величине к его статической грузоподъемности; следует избегать длительных вибрационных нагрузок, если только подшипник не предназначен для именно таких условий. Все эти факторы способны привести к деформации изделия и выходу его из строя.
Сальник или манжета армированная – изделие с уплотнительной кромкой, функциональность которого заключается в том, чтобы разделять среды, обеспечивая герметичность, удерживать смазку и масло в системе на валу, находящемся в движении, а также предотвращать загрязнение.
Хорошо подобранное изделие обеспечит надежную и долговечную службу вашему агрегату – будь то стиральная машина или промышленный станок. Поэтому очень важно определить рабочие условия манжеты – масло, вода, дизельное топливо, какова степень агрессивности жидкостей, рабочая температура агрегата и атмосферный перепад температур, загрязнение, влажность; характеристики вала (шероховатость, скорость вращения, биение), жесткость монтажного корпуса, рабочее давление при эксплуатации, а также представлять себе особенности условий монтажа изделия.
В зависимости от этого следует подобрать сальник соответствующего типа эластомера и подходящей конструкции с определенным профилем и направленностью, другими показателями.
Обозначения манжет по ГОСТ
Х. | Х- | ХХХ - ХХХ | - Х | ГОСТ 8752/ |
---|---|---|---|---|
Тип манжеты | Исполнение манжеты | Размер | Группа резины | Номер стандарта |
1 – однокромочные манжеты 2 – двукромочные манжеты (манжеты с пыльником) |
1 – механическая обработка кромки 2 – формованная кромка |
Диаметр вала (мм) х Наружный размер (мм) (высота задана ГОСТ) |
1, 2, 3 – Бутадиен-нитрильный каучук 4, 5 – фторкаучук (СКФ-32 и СКФ-26 соответственно) 6 – Силиконовый каучук |
На манжетах, изготовленных по ГОСТ, имеется соответствующая рельефная маркировка, куда входит и торговый знак производителя, и специальные знаки, обозначающие год изготовления. На манжетах с внутренним диаметром до 30 мм обозначения размеров могут отсутствовать.
Импортные производители предлагают свое обозначение манжет армированных, где кодируют те или иные особенности модели по стандарту DIN.
XX | ХхХхХ | Буквенно-цифровое обозначение | Буквенно-цифровое обозначение |
---|---|---|---|
Производитель | Габариты | Конструкция манжеты | Материал кромок |
Встречается и вариант, где обозначения габаритов и конструкции меняются местами.
Подобрать сальник/армированную манжету.
Таблица обозначений наиболее распространенных типов конструкций
ГОСТ | Импортные обозначения | |
---|---|---|
Армированная манжета с пружиной (однобортная) | 1 | WA / SC / G |
Армированная манжета с дополнительной кромкой – защитой от пыли, с пружиной (манжета с пыльником) | 2 | WAS / ТС /GP |
Армированная манжета с пружиной (однобортная), ребристая поверхность наружной части кольца | WAK/SG / HMS | |
Армированная манжета с дополнительной кромкой – защитой от пыли, с пружиной (манжета с пыльником), ребристая поверхность наружной части кольца | TG / HMSA | |
Армированная манжета с двумя уплотнительными кромками и двумя пружинами (могут быть заменены двумя сальниками первого типа с установкой по схеме «спина к спине») | DС |
Отечественный ГОСТ не дает разнообразия модельного ряда сальников, между тем в отечественном производстве присутствуют армированные манжеты - аналоги импортным DC, VL/VE и т.д.
В бытовой технике, например, стиральных машинах часто используются так называемые «сальники с юбкой» или иначе – фланцевые сальники (тип GPF), которые вы также можете найти в нашем интернет-магазине.
Наиболее часто встречающиеся размеры сальников – метрические, однако доступны и дюймовые варианты.
Подобрать сальник/армированную манжету.
Типы эластомера
Для того, чтобы манжета служила долго и надежно, необходимо, чтобы группа резины изделия соответствовала условиям ее эксплуатации.
Один из самых распространенных типов эластомера, регламентированный ГОСТ, – бутадиен-нитрильный каучук (1, 2 группы), который позволяет эксплуатировать изделие в температурном диапазоне от -45/30 градусов до +80/100 в соприкосновении с минеральными маслами, смазками на основе минеральных масел, в некоторых случаях — с водой.
Импортный модифицированный аналог такого типа эластомера - NBR (бутадиенакрилнитрильный каучук). Зарубежные производители отмечают универсальность материала, его устойчивость к маслам, топливу, воде, хорошие показатели упругости и газопроницаемости, сохранение гибкости при низких температурах. NBR совместим с антизадирными присадками EP.
Манжеты из фторкаучука (FKM) выдерживают более высокие температуры – до + 170 градусов, кратковременно до 200/230 и работоспособны в более широком перечне сред, высоко устойчивы к воздействию света, распространению пламени, обладают прекрасной устойчивостью к смазкам и маслам.
А вот в условиях пониженных температур предлагается использовать манжеты из силиконового каучука и бутадиен-нитрильного каучука 3 группы. Такие изделия пригодны для использования при температурах -55/60 градусов.
При необходимости Механик Трейд может поставить под заказ манжеты из других типов материалов – полиуритана (ecopur), силиконового каучука, материалов новых поколений, таких как PTFE, фторопласт, EPDM и т.д.
Перевозка и хранение
Транспортировать манжеты можно при широком диапазоне температур от -50 до +50 градусов, избегая условий, при которых манжеты могут деформироваться.
Оптимальные условия хранения манжет – в упаковке, в закрытом месте при температуре от 0 до +25 градусов при относительной влажности не более 60%, вдали от нагревательных приборов, прямых солнечных лучей, без взаимодействия со смазочными маслами, бензином, кислотами, щелочами, окислителями и другими агрессивными продуктами. Если планируется консервация изделия на срок больше года, пружины ГОСТ рекомендует снимать. Можно хранить манжеты и при температуре до минус 25 градусов. Однако в этом случае перед монтажом изделия помещают в тепло (+15-25 градусов) на срок около суток.
Правильное хранение манжет гарантированно сохраняет их эксплуатационные свойства до трех лет.
Монтаж
Перед монтажом проверяется цельность и гладкость рабочей кромки и рабочей поверхности манжет. На нерабочих поверхностях допускаются шероховатости до 0,5 мм, матовость и потертость. Изделия с выбоинами бракуются.
Запрещается брать уплотнения за рабочую кромку, их следует брать за наружную часть.
В комплекте к манжетам поставляются пружины. ГОСТ допускает, что манжеты диаметром до 20 мм и свыше 120 мм могут храниться без пружин, тогда перед использованием их следует установить.
Поверхность вала и корпуса в месте контакта с манжетой очищается, высушивается и смазывается. Также у двубортного сальника полость между рабочей кромкой и пыльником должна быть заполнена смазкой примерно на 70%. Однако следует избегать чрезмерного смазывания.
Вал в месте контакта с манжетой также должен быть гладким без зазубрин и шероховатостей.
С целью продления службы манжеты при значительных вибрационных нагрузках, в том числе для защиты изделия от смещения иногда устанавливается упорное кольцо или делается кольцевая проточка (подробнее в ГОСТ).
Свои особенности есть в узле, где манжета эксплуатируется в комплекте с роликовым коническим подшипником. В отверстии под подшипник могут находиться каналы для отвода масла, которое нагнетается подшипником.
В условиях высокой загрязненности и влажности манжеты нуждаются в дополнительной защите: пыле-грязесъемные манжеты, лабиринтные уплотнения и т.д., дополнительной антикоррозионной защите металлических составляющих изделия.
Изделие монтируют строго перпендикулярно к оси вала, без перекосов. С этой целью для установки манжеты используется специальная оправка, диаметр которой, как правило, чуть меньше (оптимально – на 1%) отверстия под манжету. Запрессовка происходит равномерно распределенным усилием по все торцевой поверхности сальника.
Если до места посадки сальник продвигается через неровности, например, резьбу – применяется монтажная втулка. Также втулка потребуется при установке манжеты на вал рабочей кромкой в сторону направления монтажа – лицом к себе, чтобы избежать заминания кромки.
Повторная установка манжет, а также перепрессовка запрещена.
Эксплуатация
При эксплуатации изделия требуется исключить превышение предельных для манжеты температур, не допускать взаимодействия с агрессивными жидкостями, не помещать в условия, на которые изделие не было рассчитано.