Стопорные кольца: характеристики и эксплуатация

Стопорное кольцо – изделие, предназначенное для фиксации подшипников качения и других деталей на валах или в отверстиях узлов машин, защищающее их от осевого смещения.

Общие технические условия, которым должны соответствовать стопорные кольца, описаны ГОСТ 13944-86.

Существует два типа стопорных колец – наружные (посадка на вал) и внутренние (посадка в отверстие). Типоразмеры наружных колец описаны в ГОСТах 13940-86, 13942-86 (DIN471), внутренних – в ГОСТах 13941-86, 13943-86 (DIN472).

Профиль сечения кольца допускается круглый или прямоугольный. Это зависит от исходного материала – проволоки или пластины. Самый распространенный вариант – профиль прямого сечения (это так называемые плоские кольца).

Плоские стопорные кольца также делятся на несколько видов. Друг от друга они отличаются наличием или отсутствием «ушек» и их формой. «Ушки» облегчают установку и снятие колец, а их конструктивные особенности описаны в ГОСТах 13942-86 и 13943-86.

При подборе колец достаточно важно учесть отличия между кольцами, выполненными по отечественным ГОСТам и иностранным DIN. По стандартам DIN кольца могут быть толще. Соответственно следует уделить особое внимание замеру проточек под монтаж, да и самих колец.

Кольцо подбирается в соответствии с диаметром вала или отверстия. Этот диаметр в ГОСТ обозначается как диаметр кольца. Наружные стопорные кольца подбирают размеру вала, которому должен соответствовать внутренней диаметр кольца. Внутренние кольца - по диаметру отверстия, куда они вставляются и которому должен соответствовать наружный диаметр изделия. Но очень важно учесть, что реальный диаметр кольца будет несколько больше или чуть меньше – глубина проточки под кольцо (канавки) в готовом изделии уже учтена. Этот диаметр в терминах ГОСТ называется номинальным. При этом номинальный диаметр внутреннего кольца измеряется по наружному диаметру, а номинальным диаметр наружного кольца по внутреннему диаметру.

Для производства стопорных колец по ГОСТ 13944-86 используется несколько видов стали, обычно это выскокуглеродистая (конструкционная, рессорно-пружинная) сталь 65Г. Кроме того в качестве исходного материала может быть использована сталь 60С2А (в случае применения в тяжелонагруженных узлах и под ударные нагрузки), или нержавеющая сталь 40Х13.

Готовое изделие как правило проходит дополнительную обработку – химическое оксидированное промасливание («воронение»). В результате этого процесса на детали появляется оксидная пленка, которая защищает от коррозии и улучшает декоративный вид кольца. Кроме «воронения» кольца могут подвергаться кадмированию или цинкованию.

Установка и демонтаж стопорных колец производится при помощи специального инструмента — съемника для стопорных колец. Перед установкой стопорного кольца следует проверить изделие на отсутствие заусенцев и забоин на изделии и сопрягаемых с ним поверхностях.

При хранении стопорных колец следует обеспечить противокоррозионную защиту изделий.

Неоднократная установка стопорных колец возможна, если изделие после демонтажа сохраняет свои геометрические и пружинящие свойства в соответствии с ГОСТ-13944-86 и конструктивные свойства по ГОСТ соответствующего типа кольца.